Психологи говорят, что около 6 % всех обучаемых курсов водительского мастерства на коммерческом транспорте не в состоянии достигнуть улучшения результатов, и статистика подтверждает наличие таковой трудности.
В прошлом году в русской столице было выявлено выше 150 тыс. фактов нарушения правил дорожного движения, требований технического регламента и правил перевозки пассажиров водителями публичного транспорта. По официальным данным УГИБДД г. Москвы, в ДТП с ролью автобусов главный вид нарушений (около 25 %) - превышение установленной скорости движения либо ее выбор вне соответствия дорожным условиям.
В числе главных видов нарушений значатся несоблюдение очередности проезда перекрестков, выезд на встречную полосу, неверный выбор дистанции и нарушение правил проезда пешеходных переходов и т.д.
Представители ГИБДД именуют и другую причину - богатство иногородних водителей и зарубежных людей, не имеющих достаточного опыта в критериях управления крупногабаритным транспортным средством на дорогах крупного города. По данным «Мосгортранса», количество иногородних водителей в предприятии составляет больше половины кадрового состава. В прошедшем году по решению правительства Москвы квоту на наем водителей-мигрантов уменьшили с 12 тыс. до 7 тыс. человек, но это не панацея.
Делему безопасности на дорогах решать необходимо комплексно, и подготовка профессионалов тут играет необыкновенную роль. На данный момент практически хоть какой владелец категории «D» может сесть за руль одиночного 12- либо 15-метрового автобуса. А категория «Е» дает право на управление сочлененной пассажирской машиной габаритной длиной до 18 м. Ранее автошколы Министерства авто транспорта РСФСР имели программки теоретической подготовки водителей категории «D» длительностью 5 месяцев, а практическая стажировка на реальных маршрутах занимала 32 часа.
Сейчас многие русские автошколы уменьшили срок подготовки водителей автобусов до 1,5-2 месяцев, в редчайших случаях - до 3,5-4 месяцев. К примеру, в столичных автокомбинатах на теорию отводится 680 часов, а на практику вчетверо меньше - 140 часов. Об уровне подготовки можно судить по тому факту, что далековато не все могут сдать в ГИБДД экзамен по вождению с первого раза. Есть и конкурентность меж образовательными заведениями, где цена обучения находится в зависимости от количества предоставляемых услуг и объема практических занятий. При всем этом наибольшая стоимость еще не гарантирует высочайшее качество.
Есть и таковой нюанс, как разница меж теорией и практикой. Скажем, в автошколе курсант проходит обучение на короткобазном ПАЗ-3205 с механической трансмиссией передач. Вождение в ГИБДД он сдает на ЛИАЗ-677 с гидромеханической коробкой. А работать на линию выходит на трехосном «Волжанин СитиРитм-15» с автоматической КПП. В таких критериях рассчитывать на безаварийное вождение тяжело. А ведь еще требуется дополнительная психическая подготовка и высочайшая стрессоустойчивость, что присуще не каждому водителю автобуса.
Одним ужесточением мер административного воздействия эту делему не решить. Необходимо сделать лучше кадровый отбор и повысить качество подготовки водителей. В качестве одной из мер, депутаты Госдумы предлагают в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» повысить наименьшую планку возраста соискателя на получение прав категории «D» с 18 до 21 года, а размер нужного водительского стажа установить в размере более 3-х лет.