Любимчик миллионов русских людей, трамвай как средство передвижения в современной Рф утрачивает свою былую значимость. Он равномерно проигрывает конкурентнсть с другими видами публичного пассажирского транспорта.
В 2000 г. постоянное трамвайное сообщение работало в 68 городках РФ, а через 10 лет их стало на 6 % меньше - только 64. Это было вызвано реорганизацией дорожного движения с целью ликвидации заторов и уменьшения пробок, из-за ветхого состояния и физического старения электросетей, сильного износа парка и рельсовых путей, понижения пассажиропотока и низкой рентабельности.
Сокращение вагонного парка еще больше впечатляющее: количество подвижного состава уменьшилось с 12,2 тыс. в 2000 г. до 9,1 тыс. единиц в 2010-м. С линий пропали более четверти (25,4 %) либо 3,1 тыс. трамвайных вагонов. Кое-где власти ожидали истечения срока эксплуатации и списания трамваев, а кое-где пошли на закрытие линий, не дожидаясь полного износа техники.
Спецы говорят, что данная тенденция в наиблежайшие годы сохранится, но это совсем не значит того, что трамвай стопроцентно пропадет с улиц русских городов. При всей трудности организации трамвайного движения (прокладка путей, облагораживание контактной сети, создание трамвайных депо) конкретно эти тс являются долгожителями. Если у автобуса средний срок службы составляет 12 лет, у троллейбуса 15 лет, то у трамвая он в три раза больше и превосходит 40 лет.
У рельсового транспорта по сопоставлению с безрельсовым есть свои достоинства: он экологичнее, дешевле в обслуживании, емче, пореже попадает в ДТП. Правда, есть и недочеты: при появлении препятствия на пути следования и обесточивании сети трамвай обездвижен, а главное - вначале цена трамвайных вагонов выше, чем цена автобусов и троллейбусов.
К примеру, трамвай модели 71-619 с высочайшим уровнем пола, вместимостью 30/126 человек стоит 7,5 млн. руб. Для сопоставления: стоимость высокопольного автобуса ЛиАЗ-525653 на 23/110 пассажиров практически на 4 млн руб. меньше и составляет 3,55 млн. руб. Полунизкопольный автобус НефАЗ-5299-30-33 с числом мест 25/97 еще дешевле и стоит около 3,44 млн. руб. Проще говоря, заместо 1-го высокопольного трамвая можно приобрести два полунизкопольных автобуса, к тому же разница остается. По стоимости с этим трамваем может сравниться разве что низкопольный троллейбус ЛиАЗ-52802 с салоном на 20/105 мест.
Невзирая на дороговизну, городские предприятия больших городов РФ предпочитают обновлять парк не за счет высокопольных моделей трамваев, а за счет современных моделей с переменным уровнем пола. Неважно какая из их оценивается поставщиками в сумму более 10 млн. руб., но они того стоят. Трамвайный вагон ПТМЗ-71-153 с переменным уровнем пола и 4-мя асинхронными движками Pragoimex на 28/110 человек имеет отпускную цена 11 млн руб. На миллион больше стоимость УКВЗ-71-623 с переменным уровнем пола, 4-мя асинхронными моторами ТАД-21 и салоном для перевозки 33/127 пассажиров.
Невзирая на то, что разница в цены высокопольных моделей и трамвайных вагонов с переменным уровнем пола добивается 3,5-4,5 млн руб., специалисты единодушны во мировоззрении: будущее - за современным подвижным составом. И хотя сам трамвай рано списывать со счетов, время рельсовых тс с высочайшим уровнем пола уже прошло.