Всего только пару лет отделяет Россию от 2018 г., когда произойдет полная либерализация правил промышленной сборки автомобилей.
За этот период времени компаниям машиностроительной отрасли предстоит пройти длиннющий путь, и не для всех он будет прямым и легким. Тем, кто уже инвестировал средства в компанию и строительство новых заводов, цехов и участков по сборке автомобилей зарубежных марок, правительство гарантирует возврат таможенных платежей в суммарном объеме 5 миллиардов. баксов США. Но как к тому времени будут ощущать себя эти автоконцерны, сказать никто не может.
Есть мировоззрение, что членство в ВТО плохо скажется на развитии русского автопрома уже в наиблежайшей и среднесрочной перспективе, и наши фабрики столкнутся с падением потребительского спроса. Даже без членства в ВТО в благополучном прошедшем году (по сопоставлению с кризисным 2009-м) русские фабрики не смогли выйти на докризисный уровень. Это относится и к производству, и к продажам снутри страны, и к экспорту. На фоне макроэкономических процессов в ЕС начавшийся 2012-й также обещает стать непростым для компаний отрасли. Об этом свидетельствует и экспертное заключение об эффективности действующих нормативных актов, направленных на защиту российских производителей.
К примеру, до недавнешних пор действовало постановление Правительства РФ, определяющее режим промсборки при выпуске 25 тыс. авто техники в год. Под него попадали все мощности, занятые созданием грузовиков на зарубежных и совместных предприятиях в Рф. Меж тем, практически у всех компаний годичный объем еще не вырос до потолка производственных способностей в 5000 экз.
Новое постановление Правительства РФ №166 «О промсборке» установило объем производства в 250-300 тыс. автомобилей в год. Его неотклонимым требованием явилось увеличение уровня локализации производства до 60 %. Не считая фактически автомобилей под требования постановления попадала и агрегатная база, включая коробки и движки. И все бы отлично, да только действие этих барьеров спецы считали больше действенным на бумаге, чем на самом деле.
Со вступлением Рф в ВТО неувязка заполучила новый колер. Уровень локализации сейчас будет снижен практически в два раза, до 35 %. При всем этом требование относится не к количеству девайсов, применяемых в конструкции автомобиля, а к его розничной цены. В нее могут быть включены технические воды, девайсы, предпродажная подготовка и остальные расходы. Выходит, под понятие «локализация» подпадают салонные коврики, охранные сигнализации, электрические девайсы, спойлеры, подарочные комплекты шин и прочее. При желании сюда можно отнести расходы на продвижение продукта в виде маркетинговой кампании и презентации с приглашением гостей - эти суммы могут быть заложены в цена нового автомобиля, выставленного на продажу.
Вобщем, специалисты призывают не спешить с выводами. Молвят, не так страшен черт, как его малюют. Переход к ВТО будет поэтапным, и не исключено, что правила и нормы, в том числе и в отношении промсборки импортных машин в Рф, еще не раз поменяются.