О том, что жд переезд является объектом завышенной угрозы, знают даже малыши. Все же, в Рф раз в год регистрируют более 200 случаев ДТП, в каких погибают 10-ки людей, а число пострадавших переваливает за 150 человек.
В русские времена работу по предотвращению смерти и травматизма на ж/д переездах строили, в главном, за счет профилактических мер: печатали плакаты, снимали документальные киноленты, вели активную пропаганду, увеличивали штрафы.
Неудача в том, что большая часть катастроф происходило на неохраняемых переездах. Львиную долю грустной статистики составляли томные последствия столкновений локомотивов и поездов с автобусами и микроавтобусами. В конце ХХ века на скрещении ж/д путей и авто дорог начали устанавливать механические барьеры, которые подымалиь при запрещающем сигнале светофора и препятствовали выезду авто транспорта на рельсы.
Полный подход к решению трудности начали использовать в 1993 г. Тогда на заседании научно-технического совета Головного управления МПС РФ подняли вопрос модернизации технических средств усиления безопасности на переездах. В 1995-м был принят закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ. В 1998-м появилась новенькая аннотация по эксплуатации ж/д переездов, был издан приказ «О системе профилактических мер по предупреждению ДТП на жд переездах МПС России». Кроме остального, ведомства издавали советы по работе с водителями тс. Ситуация стала медлительно, но непреклонно улучшаться, хотя, по оценкам профессионалов, до сего времени остается неблагополучной.
В текущее время на сети стальных дорог РФ записанно выше 11,5 тыс. ж/д переездов. Каждый 5-ый из их (2,4 тыс.) обслуживают дежурные, практически половина (49,7 %) оборудована шлагбаумами и автоматической сигнализацией. Более трети таких объектов (37,4 %) имеют резинокордное покрытие и столько же (37,2 %) - железобетонный настил. На 3-х из 4 переездов с дежурными (71,5 %) установлены УЗП - устройства заграждения проезда.
В 1993 г. на ж/д переездах в Рф было записанно 515 ДТП, в том числе 113 - на переездах с дежурным. В их погибли 133 и получили ранения 275 человек. Число погибших на 100 пострадавших составило 32,4. В 2000-м схожих аварий и катастроф стало 322, в том числе 45 на охраняемых переездах. Количество погибших уменьшилось до 82 человек, а покалеченых - до 209 человек. Число погибших на 100 пострадавших составило 28,2. В 2009-м в 202 ДТП с ролью авто и жд транспорта только 19 произошли на переездах с дежурным. Число смертельных исходов - 48, счет раненым составил 106 человек. Число погибших на 100 пострадавших поменялось до 31,2.
Обработка данных показала, что установилась тенденция к понижению количества происшествий на переездах с ролью авто транспорта. По сопоставлению с начальными показателями 1993 г. за 15 лет (на 1 января 2009-го) число ДТП уменьшилось на 313 случаев (-61 %). Количество пострадавших снизилось на 254 человека (-62 %), а смертельных исходов стало 85 (-64 %).
Специалисты считают, что для предстоящего улучшения ситуации нужны инвестиции на оборудование объектов новыми комплексами и системами, в том числе камерами видеонаблюдения, блоками автоматического контроля, устройствами препятствования несанкционированного выезда на пути и другими техническими средствами обеспечения безопасности движения.