Большой авто кластер, поочередно образованный в 40-м регионе РФ, сделал в области новые рабочие места и открыл для местных обитателей дополнительные способности. Перед Новым годом корреспондент Transler.ru побывал на одном из компаний кластера, где собирают грузовые авто Рено Trucks, и оценил шансы соискателей вакансий.
Число калужан, работающих на французский бренд, повсевременно изменяется, и к началу 2012 г. составляло около 700 человек. Из их 120 профессионалов, включая тайм-менеджера, собирают грузовые авто с символом в виде ромба в первую смену.
Она продолжается с 7:00 до 15:30, и за этот период времени сотрудники успевают сделать 6 автомобилей. С 15:30 до 22:50 трудится 2-ая смена в количестве 60 человек, задачка которой - собрать 3 автомобиля. Еще 19 профессионалов занято на дефектовке. Участок тестирования и доработки пропускает до 12 грузовиков в денек.
Официальный язык общения на предприятии - британский. Вся техно документация на складе, сборочной полосы, участке контроля и в кабинетах - на британском. Но на сборке сотруднику довольно знать всего 300-500 зарубежных слов. Кстати, станция сборки состоит из 18 постов. Есть и 6 аудиторов - независящих профессионалов, которые инспектируют готовую продукцию без выезда из цеха.
1-ый грузовик Рено Trucks на заводе в Калуге собрали в июне 2009-го. С апреля 2010-го началась CBU-сборка. Чтоб сделать весь процесс, на предприятии сделали 8 машин из комплектов SKD. В среднем на один автомобиль уходит 5 тыс. деталей CBU, т. е. грузовик собирают не с нуля, а при помощи заблаговременно подсобранных узлов. На шасси монтируют полнокомплектную кабину, на месте проводят окончательную сборку и ставят обвес.
О заработной плате тут гласить не принято. По словам губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, средняя заработная плата калужан составляет 30 тыс. руб. Таковой же вещественный достаток имеют работники по всей машиностроительной отрасли региона. В коллективе доминируют мужчины (84 %), на дам приходится 16 %. Из полного количества каждый 5-ый (20 %) является офисным сотрудником, другие - производственники. Независимо от статуса, все работники обеспечены мед страховкой и бесплатным питанием из 3-х блюд (взимается только подоходный налог в размере 13 %).
Производственный план 2011 г. завод выполнил в полном объеме, и даже смог обеспечить себя заказами на несколько месяцев вперед: в декабре прошедшего года были расположены заказы на I и II квартал 2012-го. Но не все так ясно. На предприятии один общий склад на обе стороны предприятия: для Рено Trucks и Volvo Trucks, который собирает свои грузовики по соседству. И хотя с сотрудниками заморочек не появляется, они возникают по милости поставщиков: то сроки сорвут, то брак подгонят. Вобщем, на заработной плате служащих чужие «косяки» никак не отражаются.
В теории завод может выпускать 48 модификаций грузовиков Рено Trucks, но на практике освоены далековато не все. Сборка необычных модификаций вообщем не предусмотрена, ну и спроса пока не было. Обычно после оплаты клиентом на машины ставят молдинги, спойлеры и другое оборудование, но схожих заказов 4-5 в год, не больше. Рассредотачивание по моделям более-менее равномерное: по 35 % приходится на Kerax и Premium, около 30 % - на Lander. Изменение пропорции обычно находится в зависимости от сезона. Производственный цикл производства грузовика, от момента получения заказа до тестирования и передачи клиенту составляет 10 рабочих дней. Поставка запчастей осуществляется в среднем за 14 дней.
Отдел наружной логистики получает оси и кабины из Франции, другие узлы - в большей степени из Швеции и Бельгии. Подбор поставщиков девайсов диктует действующая система свойства ISO 9001. Русский вклад в готовый продукт - технические воды, краска Dupont, коврики и пр. Локализация тут - не самоцель, так как процедура подмены для поставщика считается рискованной для клиента. Что все-таки касается перспектив трудоустройства, то они есть: во-1-х, идет ротация кадров, во-2-х, создание равномерно расширяется.